Любителям конноспортивногоискусства имя
Игоря Лаптевазнакомо
давно Член Ассоциациикаскадеров
России,джигитовщик,
участвовавший всъемках
многих известныхфильмов
— «Тихий Дон»,«Русский
бунт», «Диверсант»,«Азазель»,
«Турецкий гамбит»,«Сибирский
цирюльник»,«Есенин»,
«Гибель Империи» -вот
лишь некоторые из них — и одновремешю
признанный мастерупряжной
езды, Чемпион Россиипо
драйвинту 2004 года — весэто
фрагменты биографииодного
и того же человека.Сегодня
он с удовольствиемотвечает
на ваши вопросы...
Я слышал,
что в Европе есть курсы для желающих заниматься драйвингом, и есть понятие любительского драйвинга.
Как такое вообще
возможно, ведь этот вид весьма опасен, и кажется, что только профессионал может с этим справиться?
Кирилл МИТРЮХИН, г. Москва
На самом деле драйвинг -
такой же вид спорта, как и все остальные, и
в нем, конечно, есть место для любителей. Если вы хотите научиться ездить и управлять
экипажем, получить беспроблемных лошадей
или содержать специализированную конюшню,
здесь нет ничего невозможного. Существующие на Западе курсы - неплохой для
этого вариант. Другое дело, что драйвинг — это постоянный труд. Нельзя немного
поездить, забыть про это, а потом вновь все начать
как ни в чем, ни бывало. Упряжная езда подразумевает довольно большую степень доверия
к лошади, ведь в запряжке она фактически
предоставлена сама себе, поэтому хорошему выступлению, как и в любом виде спорта,
здесь предшествует долгая и кропотливая работа.
Хотим
принимать участие в соревнованиях по драйвингу. Четыре лошади в конюшне без проблем ходят в экипаже, но
этого не достаточно.
Для участия в турнире нужно серьезно подойти к занятиям, но готовить всех четырех нет возможности. Кого выбрать
для подготовки — решить не можем. Какие основные требования предъявляются к лошадям
в драйвинге?
Олеся САРОВСКАЯ, Московская обл.
Основные
критерии при выборе лошади для драйвинга- физическое
состояние и управляемость. Если речь идет о двойках или четвериках, то животные еще должны
подходить
друг к другу по промерам. Что касается вас, то предлагаю также обратить внимание
на заезженность каждой из четырех лошадей. Как они дают одеть на себя амуницию, как
запрягаются, трогаются, останавливаются, делают переходы... Кроме того, лошадь
должна обладать устойчивой психикой. Если говорить о конкретных породах, то изначальных
предпочтений здесь, как правило, нет. Надо всех пробовать самому. Мне, например, очень
нравятся орловцы...
Драйвинг
— очень зрелищный спорт. Он давно приобрел огромную популярность в Европе и Америке.
С чем связано крайне скудное внимание к драйвингу в России?
Виктория
ПОЛЕВАЯ, Владимирская обл.
Не открою большого секрета,
если скажу, что сегодняшний конный мир во многом
зависит от спонсоров. Отсутствие денег — главная
причина медленного развития драйвинга в нашей стране. Вспомните, например, с чего
у нас начинался большой теннис? Здесь - все то же самое. Внимание со стороны
государства или крупной компании могло бы многое изменить. Я не хочу сказать, что
деньги решают все, но драйвинг - очень дорогой
вид спорта. О ценах на экипажи и упряжь
все давно наслышаны. Но ведь команда - это еще и люди с лошадьми. А лошадей
нужно много. На четверку, например, как минимум
шесть, и с каждой нужно работать по два раза в день. Все это можно сделать, есть люди, готовые этим заниматься. Но, к
сожалению, нет средств. Хорошая российская команда на европейских стартах наверняка пробудила бы к драйвингу
в стране значительный интерес. Но пока
таких спонсоров нет, и не последней причиной
такого положения вещей является отсутствие информации о нашем виде спорта.
Мы пытаемся «съездить» пару,
для этого выбрали
двух самых дружелюбных меринов — Дивного и Мастера. Но сразу столкнулись с одной проблемой. Дивный, почувствовав,
что можно
не прилагать усилий, а экипаж все равно будет двигаться, теперь ничем не занимается.
При этом Мастер принимает всю тяжесть задачи на себя. Как отучить Дивного «филонить»?
Лилия ТКА ЧЕНКО, г. Краснодар
Сложно ответить, потому что из вопроса остается
очень много
неясного. Как вы «съезжали» пару? Сколько времени? Как вы это делали? Сразу ли вы поставили меринов
вместе? Если Мастер изначально взял на себя основную нагрузку, а Дивный потом уже подстроился и понял, что можно
просто бегать рядом — это одно. Если им привили
определенные навыки и рефлексы, а потом
поставили в пару — это другое. Если они
разные по темпераменту - это третье. Тут вопросов очень много. Могу посоветовать
работать в одиночке... Но, вообще, надо разбираться... Отчего Мастер тянет? Может, у него что-то нервное, или он волнуется
и чего-то побаивается? Вы их «съезжаете»
с наглазниками или без?
В каждом виде конного спорта
или досуга есть
свой негласный или наоборот определенный лидер. Это зачастую связано с глубокими традициями. Германия — впереди
планеты всей
по конкуру и выездке, лучшие поло-игроки и интереснейшие поло турниры проходят в Аргентине, а Франция и Англия
лидируют в области конного туризма. Есть ли страна-лидер в драйвинге? И почему?
Вероника БОРИСОВА, г. Чебоксары
Ведущих стран несколько, но первое место среди них
занимают Англия, Германия и Венгрия. Не случайно
помимо национального стиля в драйвинге
существует всего две общепринятые манеры
оформления выезда: английский и венгерский.
В Англии ездят на довольно строгом железе, а в венгерском стиле железо мягче
и упряжь с экипажами очень красиво разукрашены.
В конкуре нужен курс-дизайнер, в полевых испытаниях в троеборье — дизайнер
кросса. Теперь это известные профессии, представители которых постоянно обучаются
и повышают свое
мастерство на различных семинарах,как в нашей стране, так и за рубежом. В драйвинге тоже составляются специальные
трассы:
и в марафоне, и в паркуре. Как называются подобные составители маршрутов в драйвинге, есть ли они в России и где
их учат?
Елена ДМИТРОВСКАЯ, г. Москва
Этот человек так и называется
- дизайнер маршрутов. А где учат? У нас нигде
не учат. Один раз, если не ошибаюсь, к нам приглашали специалиста из Польши, но
это было еще ео времена первых стартов...
В соревнованиях по драйвингу
могут выступать
экипажи, запряженные одной, двумя
или четырьмя лошадьми. Почему именно такое число?
В России, например, проходят различные чемпионаты русских троек. Фигурная езда
русских троек тоже существует. Но если соревнования по драйвингу проходят на четвериках, то почему нет подобных
турниров
для троек? Ведь это, наверное, еще более зрелищно. И как драйверы относятся к «троечникам» — считают ли их «своими»?
Ирина
ВЕЛИК, пос. Березка, Владимирская обл.
Драйвинг для троек - это и
есть троечные соревнования,
знаменитое двоеборье. Впрочем, надо понимать, что между русскими тройками и европейскими
упряжками существует большая разница. По сути - это два разных вида, требующие различной подготовки
лошадей. Тройка - это типично русское изобретение: опасно, демократично и лихо;
пристяжные
лошади здесь получают максимальную свободу. В европейских запряжках все по-другому.
Тут все лошади под более строгим контролем, другое железо и главное, конечно, - нет дуги. А отношения между драйверами
и «троечниками» в России самые теплые. Потому
что сегодня ты «драйвер», а завтра запрягать
тройку - и ты уже «троечник»!
Где-то прочитал, что за границей
есть одна довольно
забавная традиция в конце крупных турниров по драйвингу: после подсчета очков за вожжи садятся спонсоры
и пытаются
пройти маршрут паркура. В качестве
грумов выступают
драйверы. Правда ли это и могла бы подобная традиция прижиться у нас?
Юрий ЛИНКЕВИЧ, г.
Москва
Да, я тоже слышал, что на некоторых турнирах такая
традиция существует. Но дело в том, что тут все
зависит от спонсора. Если он интересуется драйвингом с практической точки
зрения, если он время от времени занимается этим, то в принципе его можно выпустить
под занавес соревнований. Ну а как на четверку
посадить бизнесмена, который никогда до
этого в руки вожжи не брал? Никак.
Существует понятие детского
конного спорта,
в России и за рубежом проводятся различные пони-турниры. Почему нет турниров
по драйвингу для детей, ведь драйвинг в классе пони существует?
Зльмира РЯЗАНЦЕВА, Московская обл.
Если
существует драйвинг в классе пони, то это совсем не означает, что это детский драйвинг! Пони в
драйвинге - это
все равно довольно крупные животные. Конечно, бывают небольшие дружеские турниры
между детьми спортсменов, Но опять, же повторюсь: драйвинг — очень дорогой вид спорта. В России выезд на соревнования
одной команды обойдется
минимум в тысячу долларов. К тому же в классе пони драйвером можно стать в 16 лет.
А соревнования для юниоров
проводятся традиционно, в том числе и у нас.
Безусловно, одномастность лошадей в упряжке играет
свою эстетическую роль. Особенно в дрессаже.
Но иногда подобрать в пару лошадей одной
масти бывает не всегда возможным, и лучшие показатели демонстрируют лошади
разной масти. Как судьи относятся к разномастности,
и не снижает ли это баллы за выступление? Может быть, у одномастной упряжки становится больше шансов на победу?
Виктор РУСОВ, г. Тула
Да, в общей таблице есть один
пункт за внешний вид (одномастность лошадей, амуниция, вид грумов и драйвера и т.д.). Но если
лошади идеально работают на всех элементах, снижение оценки за вид не будет иметь
большого значения. Одномастность упряжки, едущей из рук вон плохо, не приблизит
драйвера к победе ни на йоту. И вообще, нет предела совершенству. Ведь для «идеальной»
упряжки лошади сначала подбираются по росту, потом по масти, а затем и по отметинам. Представляете, какой
нужно провести отсев, какую проделать работу,
какие средства затратить! В условиях нашей страны это пока не актуально.
Да и потом, существует ведь «правило серой масти»: серая лошадь в упряжке
считается той же масти, что и остальные животные. Обычай этот пошел еще из почтовой
истории упряжек, когда лидером в четверках ставили
серую лошадь: ее было просто легче увидеть в темноте на узких улицах Лондона или
Вены.